Thursday, May 29, 2014

Интервью: Мирослав Чучкович, председатель муниципального образования Обреновац

Уничтожены десятки тысяч домов, 25 тысяч автомобилей, ряд частных фирм… Этот потоп может сравниться разве что с японским цунами, - говорит Мирослав Чучкович, председатель муниципального образования Обреновац, которого местные жители обвиняют в произошедшей трагедии и против которого уже подготовлен иск. Чучкович утверждает, что во время защиты города было сделано все возможное, учитывая тот факт, что не было никаких предупреждений о возможном наводнений. 


- Пока мы работали на возведении укреплений [мешки с песком] на въезде в Обреновац, нам звонят из Beogradvoda, чтобы мы отправили отряд спасателей, так как укрепление уже разрушено; мы видим как идет волна паводка, бежим к муниципалитету, включаем сирены, звоним мэру Синише Малом. Это происходит в 5:20 утра, в четверг. Сотрудники Beogradvoda уже тогда говорят, что вода так быстро прибывает, что скоро затопит автомобили. Я сообщаю это мэру, говорю, что лучше всего людям на первых этажах сообщить, чтобы они поднимались выше и ждали инструкций. Говорю: «Синиша, я вас умоляю, сообщите об этом официально!» [Но этого не сделали]

Почему? 

- Если бы люди бросились к автомобилям, началась бы давка, образовался бы коллапс и люди бы утонули. Если бы он ничего не сказал, все бы выбежали на улицу лишь тогда, когда заработали сирены. Это решение было лучше для местных жителей, так как мы смогли спасти десятки тысяч жизней. Представьте, какие бы были заторы появились, если бы 70.000 человек одновременно поехали в один конец. Все бы утонули.

Что Вы тогда сделали?


- Мы сразу начали действовать - с помощью палки и веревки, так как у нас не было электричества - на полицейских и частных автомобилях мы ездили по городу, стучали в двери, будили людей, оповещали их, говорили, что надо подниматься на верхние этажи, что туда надо поднимать и ценные вещи, потому что еще есть время. Весь город был затоплен за 3 часа.

Почему еще в среду вы не предупредили город? Люди могли уехать еще до начала наводнения? 

— Одновременно крупные наводнения появились из-за Ядара в Лознице, Убе, Лайковце, Вальево, потоки направлялись к Шабцу… Ни в одном из этих муниципальных образований не включали сирены. Нам сказали укрепить дамбу на M-19. Это мы и сделали.

Ваша защита сейчас сводится лишь к тому, что вы говорите «я лишь слушал», где же тогда кроется проблема? 

Из Beogradvoda мы не получили информацию о том, что состояние уже критическое. Несмотря на это, я организовал собрание и позвал Живота Станоевича, который был председателем муниципального образования Обреновац в 1981 году - тогда в городе произошло крупнейшее наводнение. Мы хотели узнать о его опыте, о том, как они действовали.

В тот момент вы в очередной раз собрали заседние, чтобы послушать об опыте решения проблемы из прошлого века?


- О том плане защиты от наводнений я рассказал сотрудникам из Beogradvoda, они сказали, что план хороший и чтобы мы так подготовили людей. В 21:00 я снова собрал заседание штаба…

Тогда вы отказались от предложения включить сирены, высказанного Воином Несторовичем, директором корпоративных работ при ТЭЦ Никола Тесла?

- По своему положению он ниже заместилея директора Милована Петковица, члена штаба, который одобрил план защиты и эвакуации. В итоге, несмотря на то, что река не затопила Велико Полье, мы решили возвести укрепления на въезде в Обреновац. Я дал разрешение на то, чтобы местные ТВ каналы пустили оповещение «ЧС, жители Шливица должны начать эвакуацию».

Где вы были той ночью? 

Я всё время был там, где мы возводили укрепления, на въезде в город. На набережной я появился на зоре, когда уже пошла волна паводка… Проблема в том, что нам не сообщили о такой силе и напоре воды.

Кто должен был вас предупредить?

Сотрудники Beogradvoda, которые постоянно находятся на дамбе, должны были сообщить, что удар будет столь сильным. Но их люди сами еле спаслись. Они бежали впереди волны наводнения, мы отправляли спасателей, чтобы как-то им помочь.

Житель города Александар Смилянич говорит, что вы пошли в бар и отказались от помощи 70 добровольцев, которые хотели помочь вам возвести укрепления вдоль набережной. Эти люди по своему опыту уже поняли, что наводнения не избежать. 


- Какой еще бар! Я не знаю, кто этот человек. У меня всегда все записано… Существуют доказательства о каждом моем шаге, листы вызовов, мы были все время на связи - и мэр Белграда, и Сектор по ЧС, и вся верхушка правительства. Пока вода не пробила первую и вторую дамбу, вся верхушка правительства занималась этим вопросом. В этой субординации мы, муниципальное образование, сделали свою работу - собрали представителей предприятий, людей, мешки, песок, различные машины и насосы для откачки воды.

Смилянич готовит иск против вас, так как трагедии удалось бы избежать, если бы вы возвели укрепления рядом со Шливцем и Белым Полем… 


- Почему этот не участвовал в акции спасения, а теперь пишет письма? Я был в воде шесть дней и ночей. Не переодеваясь. Мы эвакуировали 2.000 людей на лодках, люди падали в воду, мы прыгали за ними, чтобы их спасти. Я плавал за одной пожилой женщиной, это видели все. Так как я знал, что многие оставили животных, я взял лодку и бросал печенье доберманам и тем собакам на террасах… Для нас крайне важным стало присутствие премьер-министра Александра Вучича. Особенно запомнилось два критических момента: сначала за 45 минут нас обеспечили 70 лодками, на которых мы спасали людей, а другой момент - были матери и дети, которые не могли выбраться в Уроцах и на Кртинской, а он сделал один телефонный звонок и уже через 45 минут здесь были 12 иностранных вертолетов, благодаря которым мы их спасли. Это роль первого человека в стране.

Получается, что вы ни в чем не виноваты. Откуда тогда появились многочисленные обвинения в ваш адрес со стороны ваших сограждан? 

Это все политические игры. Еще в прошлый вторник, за три дня до ударной волны, которая затопила Обреновац, началась предупреждающая эвакуация. В тот день в 11 часов жители Барича сообщили, что в Баричкой реке заметна приливная волна. Я организовал заседание кризисного штаба в 14:00. Тогда мы провозгласили о введение режима ЧС из-за наводнений. А так, как на тот момент наводнения были уже в Убе, Лайковце и Лазаревце, городской штаб по ЧС назначил заседание в 18:00 в Скупштине города. Тогда я сообщил мэру Синише Малом, шефу городского штаба, и Радету Милошевичу, начальнику Сектора по ЧС Белграда, о положении в Обреновце.

Кроме отправки сообщений о ситуации и заседаний, что еще конкретно вы сделали? 

Я вернулся в Барич… В 23:00 мне позвонил мэр, чтобы организовать заседание муниципального штаба в Бариче. Мы договаривались о том, чтобы нам отправили насосы для откачки воды и помогли в выводе воды из Барича, чтобы проходимость воды в канале была лучше. Приехали представители службы Gradska cistoca. Мэр, Никола Никодиевич, Шолевич и я уезжаем, чтобы посмотреть на паводок, и в этот момент рушится мост в Бариче. На его остатках начинают скапливаться обломки.

И что Вы делаете?

Быстро звоним в Beogradvoda, которые шлют нам грузовик с манипулятором, который может захватить эти обломки и ликвидировать засор. И тогда впервые стало ясно, что реки «одичали» в Обреновце и ничего хорошего из этого не будет.

Вам еще во вторник было ясно, что случится катастрофа?

Была объявлена эвакуация из поселения Поляне. Мэр закончил визит в Обреновац в два часа ночи и сказал мне, что премьер-министр Александр Вучич организовал встречу городского штаба по ЧС в шесть часов утра (среды). В ту ночь я был в Бариче на защите города и пришел на встречу, сообщил премьер-министру о ситуации в Обреновце, предупредил о двух важных коммуникационных связях Белград-Обреновац. Премьер-министр сказал: «Здесь наш государственный приоритет заключается в защите населения и блоков А и Б ТЭЦ». В боевую готовность всю страну привели в среду в шесть часов утра.

Что это значит? Какие меры Вы предприняли?

Сначала я отправился в поселение Поляне, которое уже было затоплено, откуда сотрудники пожарной безопасности эвакуировали людей. Получил информацию от сотрудников Beogradvoda, что вода направляется к Великом Польу, назначил эвакуацию этого поселения. Мы организовали транспорт - два автобуса компании Lasta, которые четыре часа стояли и ждали, потому что люди не хотели покидать свои дома. Так как в тот день проходил визит в Поляну президента Томислава Николича, я умолял его использовать свой авторитет и призвать жителей к эвакуации.

Когда президент уехал, что вы делали? 

Мы покинули место действия, переместившись в штаб и были в постоянном контакте с людьми из Beogradvoda, которые следили за уровнем воды и оповещали нас.

(Источник: http://web-tribune.com/tema_dana/predsednik-opstine-obrenovac-nisam-kriv-za-potapanje-grada#)